Дорогу резидентам
Корпорация развития Дальнего Востока совместно с правительствами регионов строит автодороги на территориях опережающего развития
Дорогу резидентам
Корпорация развития Дальнего Востока совместно с правительствами регионов строит автодороги на территориях опережающего развития
Одно из преимуществ, которое дает статус резидента территории опережающего развития, – обеспечение производственных площадок необходимой инфраструктурой: электроэнергией, отоплением, водой. И конечно, дорогами – самого разного масштаба и протяженности: путями внутри площадок, подъездами к территориям предприятий, трассами общей длиной в десятки километров, пролегающими в регионах, где реализуются инвестпроекты резидентов.
Проекты года
В числе самых недавних проектов – строительство первой очереди внутриплощадочных автодорог для территории опережающего развития «Михайловский» в Приморье.

В ТОР «Михайловский» сейчас работают 17 резидентов. Они реализуют проекты с общим объемом инвестиций в 80,2 млрд рублей. В Приморском крае благодаря этим проектам будет создано более 4000 рабочих мест. Пять инвестпроектов уже состоялись, все – в сфере сельского хозяйства: резиденты наладили работу свиноводческих и растениеводческих предприятий.

Эта работа требует развитой дорожно-транспортной инфраструктуры. В 2020 году КРДВ сделала акцент на развитие автодорожной сети площадки «Некруглово». Собственные подъездные пути получат участки компаний «НК Лотос», «Русское поле Владивосток», «Приморская складская логистика». Строительство дорог должно полностью закрыть потребности резидентов.

Строительство будет вестись в два этапа. Первый разделен на три участка. Один из них, протяженностью 1,461 км, рассчитанный на объем перевозок менее 0,35 млн т в год, начинается на разворотной площадке и заканчивается на автодороге Михайловка – Турий Рог. Второй участок, протяженностью 270 м, – это подъезд к обустраиваемым сетям ливневой канализации. Третий, длиной 520 м, – подъезд к объектам водопроводно-канализационного хозяйства Приморского края, которые прокладываются для обеспечения ТОР инженерной инфраструктурой.

На втором этапе будет построен участок дороги длиной около 800 м – он станет продолжением участка № 2 первого этапа.

Проект предусматривает отсыпку земляного полотна, устройство пересечений и примыканий для подъезда к участкам резидентов от уже действующих автомобильных дорог, строительство водопропускных труб, переустройство и защиту инженерных коммуникаций. Кроме того, здесь положат дорожную одежду, обеспечат поверхностное водоотведение, обустроят локальные очистные сооружения и выполнят другие необходимые работы. Финансируется проект из средств федерального бюджета.
Строительство новых дорог уже в разгаре. На первом участке (Улица 1) работы выполнены на 30 %. Здесь строится капитальная асфальтобетонная двухполосная дорога длиной 1460 м и шириной 6 м. На втором участке (Улица 7) работы только начались (они выполнены на 3 %). Оборудовать планируется асфальтобетонную дорогу длиной 270 м и шириной от 4,5 до 7 м.

На 3-м участке работы выполнены на 70 %. На строительстве асфальтобетонной двухполосной дороги длиной 520 м и шириной 7 м сейчас работают 46 человек, 25 единиц тяжелой техники. Кроме самого дорожного полотна сооружаются водоотводы, водопропускные и другие необходимые сооружения. Строительство дороги в ТОР «Михайловский» завершится в четвертом квартале 2020 года.

Ранее к участкам ТОР были построены асфальтобетонная дорога длиной 2,5 км Михайловка – Турий Рог – Некруглово к участку компании «РусАгро-Приморье» и 6,5-километровая дорога – участок трассы Хабаровск – Владивосток – Меркушевка к земельному участку компании «Мерси-Трейд». Стоит, кстати, отметить, что из 24 инфраструктурных объектов для ТОР «Михайловский» и «Надеждинская» за 12 реализуются за счет бюджета Приморского края – это дороги, системы водоснабжения и водоотведения.

Еще один дорожный проект – строительство автодороги «Промышленная» в приморской ТОР «Большой Камень».

Работы по укладке трассы также планируется завершить к концу года. На данный момент уже готов участок 1,1 км длиной – на покрытие пошло 1,5 тыс. т асфальтобетонной смеси. В июне уже фактически выполнена треть работ: итоговая протяженность дороги составит 3,7 км; ширина двухполосной трассы – 7 м. На ее строительстве задействовано 25 единиц техники – экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, грейдеры.

По новой трассе будут ездить большегрузы предприятий-резидентов. В ТОР «Большой Камень» их 19, общий объем инвестиций в проекты оценивается в 262,5 млрд рублей, число создаваемых рабочих мест – 15,4 тысяч. На данный момент 116,7 млрд рублей резиденты освоили; на их производствах было открыто 5664 рабочих места.

В числе резидентов «Большого Камня» – такой промышленный гигант, как судостроительный комплекс «Звезда». Можно представить объем грузов, необходимый этому предприятию! Но новая трасса будет проложена таким образом, что грузовики пойдут в обход жилых кварталов. Благодаря этому городские улицы станут свободнее и безопаснее.
Строительство продолжается
ТОР «Камчатка» – одна из крупнейших по числу работающих на ее площадках предприятий и объемам заявленных инвестиций. Ее резидентами являются 97 компаний; вложения в их проекты оцениваются в 120,6 млрд рублей. На предприятиях планируется создать около 8 тыс. рабочих мест, 3 тысячи из них уже создано. 17 резидентов успешно реализовали свои проекты с общим объемом инвестиций 4,26 млрд рублей; региональный бюджет благодаря этому получил более 4 млрд рублей налогов.

Но такие масштабы требуют соответствующей инфраструктуры. На 2020–2023 годы в ТОР «Камчатка» запланировано 52 мероприятия стоимостью 9,7 млрд рублей по созданию инженерных и дорожно-транспортных сетей.

Одно из них – реконструкция дороги к промышленным объектам компании «Камчаттралфлот», ведущего рыбоперерабатывающего предприятия России. В марте этого года «Камчаттралфлот» получил на реконструкцию трассы 157 млн рублей. Новая дорога позволит без перебоев отправлять продукцию компании до резидента СПВ «Терминал Сероглазка» – комплекса, обслуживающего рыбопромысловые суда и готовящего грузы для дальнейшей отправки, в том числе Северным морским путем. Но эта магистраль важна не только для работы «Камчаттралфлота» – ей смогут пользоваться все жители Петропавловска-Камчатского и предприятия города. Не случайно в мае 2020 года врио губернатора Камчатского края Владимир Солодов подтвердил, что и региональный бюджет вложится в строительство дороги на территории площадки «Центр», где помимо «Камчаттралфлота» работает предприятие-резидент «Город 415».

Развивается инфраструктура, в том числе дорожная, и в ТОР «Надеждинская» в Приморье. Сейчас здесь работают 62 резидента, общая стоимость их проектов оценивается в 53,5 млрд рублей. Четыре проекта, на 4 млрд рублей, уже состоялись. Благодаря им было создано 500 рабочих мест.

В предыдущие годы для резидентов ТОР, в числе прочих инфраструктурных объектов, была построена автодорога по маршруту Зима Южная – Раздольное – Хасан протяженностью 6,3 км. Сейчас для ТОР «Надеждинская» ведется проектирование внутриплощадочных автомобильных дорог. Это необходимо не только для уже действующих площадок, но и на перспективу: в планах – создание в ТОР новой площадки «Западная» площадью 1100 га. Подрядчик завершит работы к третьему кварталу 2020 года. После этого начнется собственно дорожное строительство. В проекте будут учтены все потребности резидентов. Новые дорожные сети позволят им комфортно работать и реализовать проекты в намеченные сроки.

Для резидентов ТОР «Надеждинская», в частности, будет построена внутриплощадочная капитальная асфальтобетонная автодорога длиной 8378 м и шириной 8 м. В первую очередь она строится для проектов компаний «Арника», «Русский минтай», «Газпром газэнергосеть гелий» и других. Но с учетом параметров магистрали она будет востребована всеми предприятиями региона.
Сейчас в ТОР «Надеждинская» работают 62 резидента, общая стоимость их проектов оценивается в 53,5 млрд рублей
Дороги на перспективу
Дорожная инфраструктура развивается на площадке «Парус» в ТОР «Комсомольск». Недавно здесь были сданы в эксплуатацию два типовых, построенных по одинаковым проектам производственно-административных здания, каждое площадью 1500 кв. м. Кроме того, для резидентов ТОР «Комсомольск» была построена четырехполосная трасса, обеспечивающая транспортную доступность до площадки «Парус». На новой дороге смонтировано освещение, оборудованы тротуары и велосипедные дорожки. Разумеется, такой магистралью с удовольствием пользуются все горожане.

В 2021 году один из резидентов ТОР «Комсомольск», горно-обогатительное предприятие «Правоурмийское», планирует получит субсидию на строительство грунтовой автодороги от поселка Сулук до Правоурмийского оловорудного месторождения, где разворачиваются работы по строительству горно-обогатительного комбината. Протяженность дороги, которая строится силами инвестора, составит 87,8 км. Предприятие мощностью 600 тыс. т руды в год будет введено в эксплуатацию в 2023 году.

Дороги построены и для резидентов ТОР «Якутия». Это двухполосные асфальтированные внутренние проезды и дорога примыкания общей протяженностью 1259,15 м и с пропускной способностью 130 автомобилей в сутки. Дорожные объекты обустроены для площадок «Капитоновка» и «Кангалассы», где работают такие компании-резиденты, как «Бигэ», «Дальэнергострой Восток», «Эгопласт», «Теплый Край», «Саха Липснеле» и другие.

В 2021–22 годах в ТОР «Якутия» будет разработана проектно-сметная документация и начнется строительство дороги и внутренних проездов для благоустройства площадки «Промышленная» в микрорайоне Кангалассы.
Дороги для всех
Построенные для нужд резидентов дороги в итоге идут на пользу регионам. Один из примеров – Забайкалье. В бюджете Забайкальского края на 2020 год на ремонт и реконструкцию дорог регионального и местного значения запланировано 6,5 млрд рублей – на 1 млрд больше, чем в 2019 году. В краевом правительстве такое увеличение объясняют строительством новых дорог для резидентов ТОР «Забайкалье» и особо подчеркивают: региональный бюджет-2020 верстался с учетом их потребностей.

В 2020 году по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в регионе отремонтируют 158,9 км региональных дорог и 42,6 км дорог Читинской городской агломерации. Из федерального бюджета 560 млн рублей поступит на улично-дорожную сеть Читинской агломерации, а на развитие центров экономического роста, то есть дорожную инфраструктуру резидентов ТОР, направлено будет 564 млн рублей.

Еще один подобный пример – Хабаровский край. Производственная площадка «Ракитное» ТОР «Хабаровск» находится вблизи федеральных автомобильных трасс, так что резиденты имеют прямой доступ к деловым и логистическим центрам. Сейчас завершается строительство дороги в «Ракитном», внутриплощадочной, протяженностью около 700 м. Трасса будет иметь статус дороги общего пользования с расчетом на прохождение около 5400 автомобилей в сутки – и это транспорт не только компаний-резидентов ТОР, но и других предприятий Хабаровского края. Дорога будет сдана в эксплуатацию уже летом нынешнего года.

Также заключен договор между АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и ООО «Автодорпроект» на разработку проектно-сметной документации по внутриплощадочной автомобильной дороге площадки «Ракитное» второй очереди. После того как компания выполнит разработку проектно-сметной документации, дорожники приступят к укладке трассы.

Таким образом, предприятия действующих и потенциальных инвесторов будут полностью обеспечены внутриплощадочной автодорожной инфраструктурой общей протяженностью 9,5 км с выходом на проспект 60-летия Октября г. Хабаровска.

В 2019 году для резидентов индустриального парка «Авангард» начаты работы по строительству двухполосной автомобильной дороги по ул. Новой до границ земельного участка Авангард. Возведение данного участка транспортной сети территории опережающего развития «Хабаровск» протяженностью 1,3 км расчетной скоростью движения 50 км/ч, шириной проезжей части 8 м и одним мостовым переходом протяженностью 18,5 м реализовано за счет средств правительства Хабаровского края. Общая стоимость работ составит около 270 млн рублей. Интенсивность автомобильного движения по новой дороге составит более 3600 автомобилей в сутки. Построенная трасса будет способствовать реализации на площадке «Авангард» 15 инвестиционных проектов общей суммой 2,77 млрд рублей, рассчитанных на создание 665 рабочих мест.
Вместе с тем в 2017 году для площадки индустриальный парк «Авангард» завершено строительство еще трех автомобильных дорог общей протяженностью 5,96 км с общей стоимостью 422,6 млн рублей
В целом обеспечение резидентов дорожно-транспортной инфраструктурой положительно сказывается на развитии экономики всего региона. В Хабаровском крае доля участия транспорта в формировании регионального валового продукта составляет 30%, и потому в регионе на развитие дорожной инфраструктуры делают особый акцент. В 2014–2018 годах в Хабаровском крае развитие дорожной сети было выделено 29 млрд рублей. В частности, завершилось строительство трассы Лидога – Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре, началось сооружение автодорожного обхода Хабаровска на условиях ГЧП. Этот проект, по мнению экспертов, сыграет серьезную роль для экономического развития территории. В 2020 году в Хабаровском крае расходы на дорожное хозяйство, в том числе с учетом потребностей ТОР, составят 7,5 млрд рублей.

Всего на площадках ТОР «Хабаровск» в эксплуатацию введено 8 автомобильных дорог общей протяженностью более 15 км, из них три дороги протяженностью 6,5 км ведут к площадке «Авангард». Созданная дорожная инфраструктура обеспечивает комфортный доступ к участкам резидентов от основных транспортных узлов Хабаровска, открывая новые возможности для реализации инвестиционных проектов.

В Амурской области для проектов резидентов ТОР «Белогорск», компаний «МЭЗ «Амурский» и «Белхлеб», были отремонтированы двухполосные автомобильные дороги муниципального значения по улице Производственной и переулку Краснобульварному протяженностью 1590 м и 206 м соответственно и нагрузкой до 5000 и 3000 автомобилей в сутки. Из средств бюджетов Амурской области и города Белогорска было выделено около 35 млн рублей – это предусмотрено соглашением, заключенным между регионом, муниципалитетом и Минвостокразвития России.

На Сахалине для ТОР «Горный воздух» уже введены в эксплуатацию три дороги общей протяженностью более 3 км и общей пропускной способностью 3750 автомобилей в сутки. Они используются не только резидентами, но и предприятиями и жителями области. На подходе сдача еще двух магистралей общей протяженностью более 4 км и с пропускной способностью около 5 тыс. единиц транспорта ежесуточно.
Дороги в ТОР «Горный воздух»
Читайте еще в этом номере:
Показать еще